Tехнология программирования | Контроль ошибок на этапе выполнения программы | Меню пользователя | Стандартные функции | Формы

 

Главная Назад на главную страницу

2.13. МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Важным элементом GUI является стандартное меню пользователя. Visual Basic имеет специальное средство для создания меню пользоваюлеи приложениями - Menu Editor (Проектировщик меню). Это срелс-жо нозволяег построить меню соответственно общим принципам рассмо1ренного событпиного управления для форм и элементов управления. Меню пользоваге-ля создается выстраиванием элементов меню в соответствии с необходимой их иерархией с помощью Проектировщика меню.

Для вызова проектировщика меню нужно вызвать команду Menu Editor... из меню Tools или щелкнуть кнопку Menu Editor на панели инструментов Главного меню. При этом появится окно Menu Editor (рис.2.28). элемешы которою имеюг следующее назначение:

для создания разделительной черш (разделяет функциональные группы пунктов меню) вместо имени вводтся символ “-“;

Рис 2 2S

Рассмотрим использование проектировщика меню на примере разработки простого редактора, который обеспечивает ввод и редактирование строк символов, запись выделенного фрагмента в буфер и всгавку из буфера. Доступ к буферу обмена можно получить через объект Clipboard, для которого определены следующие методы:

Разместим на форме (имя - Formi, Caption - Редактор) многострочное текстовое окно (имя - txlEdilBox), размеры которого совпадают с размером формы, для ввода и редактирования текста. Меню редактора включает раскрывающиеся меню: Файл (Новый, Открыть..., Сохранить, Сохранить как.... Выход), Правка (Вырезать, Копировать, Вставить), Справка (О программе). В скобках указаны пункты соответствующих раскрывающихся меню. Это меню создается с использованием Menu Editor.

На рис. 2.29 показано окно Menu Design Windows в момент проектирования. Выделен элемент меню “Копировать” (свойство Caption - ^.Копировать, имя - mnuEdifCopy, “горячая” клавиша -Ctrl+C). Вставка символа “&” означает задание “горячей” клавиши. Символы “....” обозначают переход на следующий уровень иерархии пунктов меню (“Копировать” является подпунктом меню “Файл”) и задаются кнопками изменения уровня пунктов меню.

Аналогично имени mnuEditCopy образуются имена остальных пунктов меню, которые используются для записи программы (nmuEditCut, mnuEditPaste, mnuFileExit, mnuHelpAbout, mnuFileNew, mnuFileOpen, mnuFileSave, mnuFileSaveAs, mnu File Exit}.

Тексты процедур обработки событий следующие:

Sub Form_Resize ()

txtEditBox.Height = ScaleHeight txtEditBox.Width = ScaleWidth

End Sub

Sub mnuEditCopy_Click ()

Clipboard.Clear 'очистить буфер

Clipboard.SetText txtEditBox.SeiText

'поместить 'выделенный текст в буфер End Sub

Sub mnuEditCut_Click ()

Clipboard.Clear 'очистить буфер Clipboard.SetText txtEditBox.SeiText

'поместить 'выделенный текст в буфер txtEditBox.SeiText = “”

'удаление выделенного

'текста End Sub

Sub mnuEditPaste_Click ()

txtEditBox.SeiText = Clipboard.GetText() End Sub

Sub mnuFileExit_Click ()

If MsgBox(“Выход?”,1+32,”Подтвердить”)=lThen End

End Sub

Sub mnuHelpAbout_Click ()

MsgBox “Мой редактор на Visual Basic”,64,”О программе” • End Sub

Sub Form_Unload (Cancel As Integer)

Cancel = 1

mnuFileExit_Click End Sub

Процедура Form_Resiy (обработка события изменения размера формы) обеспечивает автоматическое изменение размеров текстового окна при изменении размеров формы.

Процедура mnuEditCopy_Click (обработка события щелчка мыши по пункту меню “Копировать”) обеспечивает запись выделенного текста в буфер. Используются рассмотренные выше методы для объекта Clipboard и методы для текстового окна (операторы Clipboard. Clear и Clipboard.SetText txtEditBox. SeiText). Во втором операторе txtEditBox. SeiText присваивается выделенный текст.

Рис. 2.29

Процедура mnuEditCut_Click (обработка события щелчка мыши по пункту меню “Вырезать”) обеспечивает перед удалением сохранение выделенного текста в буфере.

Процедура mnuEditPaste_Click (обработка события щелчка мыши по пункту меню “Вставить”) обеспечивает вставку текста из буфера (в данном случае отсутствие при вставке выделения означает вставку в позицию курсора).

Процедура mniiFileExit_Click (обработка события щелчка мыши по пункту меню “Выход”) обеспечивает выход из редактора. Оператор End обеспечивает корректный выход из приложения (закрывает файлы и освобождает память). В процедуре используется функция MsgBox для вывода окна сообщения. Синтаксис ее применения следующий:

MsgBox сообщение [, тип окна] [, заголовок окна]

где

сообщение - текст сообщения;

тип окна - это сумма значений, определяющих число и тип кнопок на диалоговом окне, стиль пиктограмм, используемых в окне, и др. спецификации. В таблице приведены некоторые значения аргументов и их описание:

Значение типа

Описание

0

Выводить только кнопку OK

|

Выводить кнопки OK и Cancel

2

Выводить кнопки Abort, Retry, Ignore

3

Выводить кнопки Yes, No, Cancel

4

Выводить кнопки Yes, No

5

Выводить кнопки Retry, Cancel

16

Выводить пиктограмму “Стоп”

32

Выводить пиктограмму “?”

48

Выводить пиктограмму “!”

64

Выводить пиктограмму информации

0

Кнопка по умолчанию - первая

256

Кнопка по умолчанию - вторая

512

Кнопка по умолчанию - третья

0

Программное ведущее диалоговое окно

4096

Системное ведущее диалоговое окно

Первая группа значений (0-5) описывает номер и тип кнопок, отображаемых в диалоговом окне; вторая группа (16, 32, 48, 64) описывает стиль пиктограммы (иконки); третья группа (0, 256, 512) определяет кнопки по умолчанию; четвертая группа (0, 4096) определяет выводимые окна сообщения (0 - окно ввода для окончания работы приложения, 4096 - окно ввода для окончания работы системы).

В качестве значения аргумента может указываться сумма значений типа по одному из каждой группы. Например, в операторе

MsgBox “Удалить ?”, 52

значение аргумента 52 является суммой 48 и 4 (48 - вывод пиктограммы с восклицательным знаком, 4 - кнопки “Yes” и “No”). Функция MsgBox возвращает следующие значения:

Константа

 

 

 

 

vbOK

1

ОК

 

2

Cancel

vbAbort

3

Abort

vbRetry

4

Retry

vblgnore

5

Ignore

vbYes

6

Yes

vbNo

7

No

Эти значения можно использовать для обработки результата работы пользователя с окном MsgBox.

Процедура mnuHelpAbout_Click (обработка события щелчка мыши по пункту меню “О программе”) обеспечивает вывод окна сообщения.

Процедура Form_Unload (Cancel As Integer) (обработка события щелчка мыши по кнопке “Закрыть” раскрывающегося стандартного меню формы) обеспечивает выход с подтверждением. Закрытие формы не обеспечивает корректного завершения приложения. В этом случае присвоение Cancel =1 предотвращает закрытие формы и обеспечивает корректный выход через процедуру mnuFileExit_Click.

Рис. 2.30

Разработанная программа имеет меню пользователя и обеспечивает функции удаления, вставки и копирования при редактировании и выдачу сообщения о программе (рис. 2.30—2.32).

Рис. 2.31

Рис. 2.32 Глава 3. Программирование на VISUAL BASIC 6

3.1. АЛФАВИТ

Visual Basic является языком программирования. Как любой другой язык, например, русский, английский или язык программирования Pascal, он имеет свой алфавит, используемый для написания операторов или предложений Visual Basic. Алфавит Visual Basic включает:

Другие символы, определенные на клавиатуре, включая русские, можно использовать только в строках символов.

3.2. ДАННЫЕ

3.2.1. Классификация данных

Данные характеризуются типом и организацией. Тип данных обобщает следующие понятия:

Размещение. Данные и программа в момент выполнения размещаются в оперативной памяти (ОП) ЭВМ, которая состоит из пронумерованных ячеек, каждая из которых вмещает 1 байт данных (1 байт состоит из 8 битов, каждый из которых может содержать элемент двоичных данных - 0 или 1). Номер определенной ячейки называется адресом. Одного байта для хранения данного как правило недостаточно и данное занимает непрерывную последовательность байтов (2, 4, 8 байтов).

Способ представления. Последовательность битов в байтах данного кодирует всю необходимую информацию, определяющую данное. Правила кодирования и их реализация в разных ЭВМ определяют способ представления данного. Так, для числовых данных существует способ представления с фиксированной точкой и с плавающей точкой.

Прикладной смысл. Определяет возможность использования данных для тех или иных целей (с арифметическими данными можно производить вычисления, из символов можно строить слова и предложения).

В Visual Basic 4 определены следующие типы данных:

В табл. 3.1 приводятся характеристики этих типов данных:

Таблица 3.1

Тип данных

Описание

Диапазон значении

Занимаемая память

Byte

Двоичные данные

От 0 до 255

1 байт

Boolean

Логический

True или False

2 байта

Integer

Целые числа

От -32768 до 32767

2 байта

Long

Целые числа (длинные)

От -2 147 483 648 до +2 147 483 647

4 байта

String (variable-length)

Символьный (переменной длины)

От О до 2000000000 символов

10 байт + длина строки

String (fixed-length

Символьный (фиксированной длины)

От 0 до 2000000000 символов

1 байт на 1 символ

Currency

Число с фиксированной десятичной точкой

От -22337203685477,58 до 922337203685477,58

8 байтов

Date

Дата

От January 1, 100 до December 31, 9999

8 байтов

Object

Объект

 

 

4 байта

Single

Вещественные числа

От± 1.4* Ю-45 до + 3.4*104-38

4 байта

Double

Вещественные числа

От+ 4.94* Ю-324 до+ 1.79* Ю-“308

8 байтов

Variant

Произвольный тип

Любой из перечисленных выше

Зависит от значения

Data (Дата) - определяет дату (месяц, день, год).

Object (Объект) - ссылка на объект (OLE).

String (Строка) - последовательность ASCII-символов.

Саггепсу (Валюта) предназначен для финансовых расчетов и имеет фиксированную точность до четвертого знака после запятой (округляется).

Variant (Варьируемый) способен принимать любые значения (состоят из двух частей: собственно значения и кода, указывающего исходный тип данного).

Под организацией данных понимается независимость отдельных данных (хранятся в отдельных непоследовательных ячейках памяти) или их связанность (хранятся в связанной последовательности ячеек памяти).

Связанными данными в Visual Basic 4 являются массивы (совокупность связанных данных одного типа) и записи (совокупность связанных данных разных типов).

3.2.2. Константы

Константа - данное, значение которого однозначно определяется написанием и не может быть изменено.

Пример:

3.1415926 6.02ЕЗ (значение 60200) 123 “Visual Basic “ “Иванов “

Для хранения постоянных величин Visual Basic позволяет объявить константы, т.е. выделить участки памяти, содержимое которых не меняется (при попытке модификации выдается сообщение об ошибке). Объявление констант осуществляется оператором

[Public | Private] Const имя [As type] = выражение Имя констант принято записывать прописными буквами (правила записи имен см. ниже).

Значения ключевых слов следующие:

Public - константу можно использовать в любых процедурах и функциях;

Private - константу можно использовать только внутри модуля (см. ниже), в котором она определена.

Пример:

Const /V= 3.1415926

Const MY_NAME = “Юра “

Тип константы можно не объявлять (устанавливается на основе значения — Const CODE = 35 автоматически получит тип integer). Однако константа PI в примере может быть любого из трех типов: single, double или currency. По умолчанию принимается тип, занимающий наименьший объём памяти. Поэтому лучше явно указывать тип специальными символами в операторах объявления констант. Используемые символы показаны в таблице:

Символ объявления типа

Тип данных

%

integer

&

long

1

single

#

double

@

currency

$

string

 

Пример:

Const ONE& = / (резервирует 4 байта)

Const ONE# = 1 (резервирует 8 байтов, хранится в виде числа двойной точности с плавающей точкой).

В Visual Basic имеется большое число встроенных констант, значения которых определены заранее и их можно использовать без предварительного определения. Примерами таких констант являются:

vbOKCancel = 1 — аргумент функции MsgBox для вывода в диалоговом окне командных кнопок ОК и Cancel;

vbYesNoCancel = 3 — аргумент функции MsgBox для вывода в диалоговом окне командных кнопок Yes, No, Cancel;

vbOk = 1 — значение, которое возвращает MsgBox, если пользователь щелкнул по кнопке ОК в диалоговом окне;

Полную информацию о встроенных константах можно найти в Object Browser.

Кроме того, в комплекте Visual Basic имеется файл CONSTANT.TXT, содержащий десятки часто используемых констант. Необходимые константы могут быть скопированы в программу. 3.2.3. Имена

Имена используются для обозначения объектов в программе (константа является объектом программы). Правила образования имен:

Примеры:

Правильные имена Неправильные имена StartTime CM*PER*INCH

А2 23В

color File (ключевое слово) • VariableName BMW_360

Хорошим тоном при программировании на любом языке является осмысленный выбор имен для объектов программы (присваивать объектам имена, соответствующие контексту и несущие описательную нагрузку). В качестве примера можно привести имя процедуры обработки события, связанного с щелчком мыши по командной кнопке, запускающей программу btnStart_CUck: первая часть имени состоит из сокращения слова кнопка (button — btn) и слова Start, вторая часть определяет событие — Click.

3.2.4. Оператор объявления

Оператор объявления резервирует в памяти место для хранения данных определенного типа и организации и присваивает ему имя, по которому производится обращение к данным.

Оператор имеет вид:

{Dim | Global} имя [({описатель})} [As [New] тип} [, имя [([описатель])] [As [New]w“n] ] . . .

Dim, Global, As, New — ключевые слова (Global используется для объявления глобальных данных (см. ниже). New используется для создания нового объекта на основе существующих объектов, например формы);

имя — имя объекта (имя переменной, массива);

тип - тип данных;

описатель — определяет организацию данных (например, массива, см. ниже).

Пример:

Dim Name, YourName As String, N As Integer, Money As Currency,

SiirName As String* 15

(переменная SurName определена как символьная фиксированной длины в 15 символов).

При описании имен прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково. Однако после определения ссылки на эту переменную должны соответствовать последней форме записи (производится автоматическое преобразование текста программы).

Visual Basic допускает использование имен без объявления их типа (в этом случае автоматически определяется тип, требующий для размещения минимальной памяти), однако целесообразно и является признаком хорошего тона явно объявлять типы используемых данных.

Из рассмотренных в предыдущей главе примеров программ для работы с формами и управляющими элементами известно, что любая программа состоит из формы и элементов управления, которым поставлены в соответствие процедуры. Более сложные программы могут включать несколько форм.

Существует понятие области действия (scope) данных, определяющее возможность доступа к тем или данным (например, к переменной) в отдельных процедурах одной формы или в процедурах, относящихся к разным формам одной программы.

Если оператор объявления какой-либо переменной находится внутри процедуры обработки события, то доступ к этой переменной (возможность ее использования) возможен только в рамках данной процедуры. Такая переменная называется локальной (local).

Для того чтобы одна и та же переменная могла использоваться в разных процедурах одной формы, оператор объявления переменных должен быть помещен в раздел общих объявлений (general), доступ к которому открывается щелчком мыши по элементу “general” раскрывающегося списка окна Object формы. Объявленная таким образом переменная имеет статус действующей на уровне модуля (modul-level variable) и может использоваться (доступна) в любой процедуре данной формы. Для того чтобы одна и та же переменная могла использоваться в процедурах разных форм одной программы она должна быть объявлена как глобальная переменная (global variable). Используется ключевое слово Global вместо Dim.

Пример:

Global Name, YourName As String, N As Integer, Money As Currency,

SurName As String* 75

Операторы объявления глобальных переменных помещаются в-модулях кода (code modules, см. ниже) и эти переменные могут использоваться во всей программе.

Схема, иллюстрирующая области действия переменных, показана на рис. 3.1.

В Форме 1 переменная Р объявлена в разделе общих объявлений (general) формы и может быть использована как в Процедуре X, так и в Процедуре Z. Изменение значения переменной в одной из процедур влечет за собой изменение и в другой процедуре.

Рис. 3.1

Объявленные переменные И в Процедуре Х и G в Процедуре Z Формы 1 определены только внутри этих процедур, аналогично переменной G в Процедуре_У Формы 2. Эти переменные определены только в рамках своих процедур. Более того, для одноименных переменных G в Процедуре Z и в Процедуре Y выделяются разные ячейки памяти и изменение значения переменной

G в одной из процедур не влечет изменения значения в другой процедуре.

Переменные А и В определены как глобальные для всей программы и доступны во всех процедурах Формы 1 и Формы 2. Изменение значения переменных в одной из процедур одной из форм влечет изменение значений в других процедурах и формах.

Рассмотренные области действия переменных справедливы и для других объявляемых данных (констант, пользовательских типов данных, массивов и др.).

Как было сказано выше, описания глобальных данных помещаются .в модуль кода. Определения формы и все связанные с ней программы хранятся в отдельном файле с расширением .FRM. Программы, состоящие из нескольких форм и соответственно из нескольких таких файлов, размещаются в файлах модулей кода с расширением. Такие файлы создаются при выборе в меню Insert (Вставить) команды Module (Создать модуль) или при щелчке мыши на одноименной кнопке панели инструментов.

3.2.5. Пользовательские типы данных (записи)

Данные различных типов можно сгруппировать по какому-либо признаку в удобную для использования одну структуру. В ряде языков программирования такие структуры называются записями (records).

Оператор объявления пользовательского типа данных (записи) помещается в модуль и имеет вид:

Type имя записи имя элемента записи [(описатель)} As тип

[имя элемента записи [(описатель)} As тип}

End Type

  Оператор создает указанную структуру данных, но не выделяет под неё память. Память выделяется рассмотренным оператором описания, в котором в качестве типа указывается имя записи (имя пользовательского типа данных).

Пример:

Dim Student_l, Student_2 As Student Описаны два имени (Student_l, Student_2 ), для каждого из которых определены заданные в структуре компоненты (Familia, Name, Voyast, Birthdate, Length, Wegith) и для хранения значений которых выделяется память соответственно заданному типу (длине и способу представления).

Для обращения к конкретному свойству (элементу структуры) определенного объекта используется составная запись

имя переменной.элемент структуры

Например, Student'_]. Birthdate определяет дату рождения студента Student_7.

3.2.6. Массивы

Массив - упорядоченный набор однотипных данных, обозначенный одним именем. Массив может строится из однотипных переменных, однородных пользовательских типов данных (одинаковых записей), однотипных элементов пользовательских типов данных.

Массив объявляется уже рассмотренным оператором

{Dim | Global [ Static) имя [({описатель})} [As [New] тип} [, имя [([описатель])} [As [NewJ/гаил] ] . . . где описатель имеет следующий синтаксис:

[нижняя граница То ]верхняя граница[,[нижняя граница То] верхняя граница] . .

нижняя граница определяет минимальное значение индекса массива (целого типа);

верхняя граница определяет максимальное значение индекса массива (целого типа);

То — ключевое слово.

Количество повторений [нижняя граница То [верхняя граница определяет размерность массива (количество индексов, используемое для определения элементов массива). Максимальное число индексов равно 60.

Static в процедурах и функциях позволяет сохранить значения элементов объявленного таким образом массива между вызовами этих процедур или функций.

Пример различного способа объявления одного и того же массива:

Объявляется двухмерный массив (два индекса). Нижняя граница обоих индексов равна 0 (принимается по умолчанию). Верхняя граница первого индекса равна 8, второго — 3. Массив состоит из 36 элементов (9*4=36) одинакового типа (вещественный) и каждый элемент занимает 8 байтов.

Границы значений индексов: от —32768 до 32767.

Примеры:

Dim A(—4 То 10} As Integer

Dim B(—99 То —5, —3 То 0) As String

Элементы массива занимают связанную последовательную область в памяти машины. Массив А в примере занимает в памяти машины последовательность из 15 ячеек памяти, каждая из которых имеет длину 2 байта (тип Integer имеет длину 2 байта, рис. 3.2).

Многомерные массивы также занимают линейную последовательную область памяти. При этом важное значение имеет способ упорядочения элементов многомерных массивов, который отличается для различных языков программирования.

В Visual Basic многомерные массивы упорядочиваются в памяти машины так, что быстрее всего меняется левый индекс. Например, двумерный массив (в прикладных математических программах матрицы представляются двумерным массивом) А (2,3), состоящий из 12 элементов, располагается в памяти машины следующим образом: А(0,0), А(1,0), А(2,0), А(0,1), А(1,1), А(2,1), А(0,2), А(1,2), А(2,2), А(0,3), А(1,3), А(2,3) (если данный

массив представляет матрицу, то в памяти машины она упорядочивается по столбцам).

Для рассмотренного пользовательского типа данных (записи) Student можно также объявить массив оператором Dim MasStudent (25) As Student

Объявляется одномерный массив MasStudent, состоящий из 26 элементов, каждый из которых является одной записью:

Type Student

Familia As String * 20 Name As String * 10 Voyast As Integer Birthdate As Double Length As Integer Wegith As Integer End Type

рассмотренной выше. Записи располагаются последовательно в памяти машины и занимают каждая 44 байта. 20 байт занимает Familia (один символ занимает 1 байт), 10 байт - Name, 2 байта -Voyast (целый тип занимает 2 байта), 8 байт - Birthdate (вещественный двойной точности занимает 8 байт) и по 2 байта -Length и Wegith (целый тип).

Элемент пользовательского типа данных (записи) может являться массивом. Например, можно объявить массив записей для хранения результатов экзаменов студентов группы. Туре Rezultat

Familia As String * 20 NameExam (4) As String * /5 RewltExam (4) As Integer End Type Dim Sesia(25) As Reyiltat

Объявлен пользовательский тип данных Rewltat, элементами которого являются Familia фиксированной длины 20 символов (фамилия студента не может состоять более чем из 20 символов), массив NameExam (4) из пяти элементов (число экзаменов в сессии не более 5) для хранения названия экзаменов (название каждого экзамена не может состоять более чем из 15 символов), массив RewltExam (4) из пяти элементов для хранения оценок по каждому экзамену (целого типа). Длина записи Rewltat 105 байтов.

На базе пользовательского типа данных Requital объявлен массив Se<iia(25), каждый элемент которого содержит информацию об экзаменах и оценках для одного студента (не более 26 студентов в группе). Один элемент массива занимает 105 байтов памяти, а весь массив 2730 байт.

В Visual Basic имеется возможность переопределять количество элементов массива в момент выполнения программы, т.е. динамически определять размер массива. Это позволяет эффективно использовать дефицитную оперативную память при создании программ. Для этого используется оператор ReDim (не объявление, а команда, выполняемая при работе программы) в программе

ReDini [Preserve] имя [([описатель})} [, имя [([описатель})}}

Preserve сохраняет данные существующего массива при выполнении оператора (для многомерных массивов можно применять только для правого индекса).

При использовании оператора ReDim в операторе объявления массива не задается размер (объявляется динамический размер (dynamic array)).

В примере объявленный динамическим массив Massl( ) при выполнении программы первый раз определяется состоящим из 10 элементов (Massl(lO)). Далее — состоящим из 25 элементов (Massl(25)). При переопределении нельзя изменять тип.

Элементы объявленного массива могут использоваться в операторах программы в виде

имя массива (значение индекса [значение индекса} ...)

Значение индекса задается арифметическим выражением (см. ниже), нецелочисленные значения выражения округляются до ближайшего целого, значения выражения должны находиться в пределах возможных значении индекса, задаваемых операторами определения или переопределения массива (в случае нарушения последнего условия в процессе выполнения программы, выдается предупреждение об ошибке и программа прекращает работу). Пример.

Если массив объявлен оператором

Dim A(10,20) As Double,

то для обращения к его элементам в операторах программы можно использовать

А(0,0) A(5,J+!) A(1,K) А(2.5, 9.8) (обращение к элементу А(2,10).

. К элементам массива рассмотренных выше пользовательских типов данных обращение записывается:

MasStitdent(J).Name (обращение к имени j-ro студента массива MasStudent, как к элементу записи Student)

Sesia(Ciirrent).NameExam(2) (обращение к названию экзамена для текущего (current) индекса студента массива Sesia как к третьему элементу массива NameExam, являющегося элементом записи Reviltat}.

Пример.

В качестве примера рассмотрим фрагмент программы, реализующий перестановку элементов массива А, состоящего из 10 элементов, в обратном порядке.

В данном примере три оператора перестановки элементов, операторы изменения значения индекса и проверки условия выполняются несколько раз при разных значениях I (изменяемый параметр). Реализован так называемый “ручной” цикл, т.е. присутствуют операторы задания начального значения параметра, изменения значения параметра, проверки условия невыхода параметра за заданную границу, которые и организуют цикл вычислений.

В заключение следует отметить, что однотипные элементы управления также могут организовываться в виде массивов, что позволяет делать программы более универсальными и компактными. Если при разработке формы двум одинаковым элементам управления присваиваются одинаковые имена, то открывается специальное окно для подтверждения создания массива управляющих элементов. При подтверждении (ответ “Да”), элементы управления организуются в массив и у процедур обработки событий для этих элементов управления появляется параметр — индекс элемента управления. Изменяя значение индекса, одну и ту же процедуру обработки события можно использовать для разных элементов.

В списке свойств элементов управления имеется свойство Index, значение которого определяет индекс данного элемента в массиве. Индексы присваиваются автоматически последовательно при создании на форме нового одинакового элемента управления (первому элементу — 0, второму — 1 и т. д.) Эта последовательность может быть изменена разработчиком формы, но только на этапе создания формы.

3.3. ВЫРАЖЕНИЯ

Выражения используются для операций над данными. В зависимости от данных и используемых операций выражения можно разделить на арифметические, логические и символьные. Выражение можно определить

операнд [знак операции операнд} [знак операции операнд] ... где в зависимости от типа выражения используются соответствующие операнды и знаки операций.

3.3.1. Арифметическое выражение

Используются следующие знаки операций:

+ - сложение (2.36+12.5);

* - умножение (3*2);

“ - возведение в степень (1(^2, результат 100, 10*-2, результат 0.01, 25^.5 или 25”(1/2), результат 5);

/ - деление с плавающей точкой (3/2, результат 1.5);

\ - целочисленное деление (3/2, результат 1);

Mod - вычисление Остатка (7Mod4, результат 3). Приоритет выполнения операции (в порядке убывания приоритета): возведение в степень, умножение и деление с плавающей точкой, целочисленное деление, вычисление остатка, сложение и вычитание. Вычисления в выражении производятся слева направо. Скобки изменяют приоритет.

Пример:

14/5*2 = 5.6 - операции одного приоритета выполняются слева направо;

14\5*2 = 1 - умножение имеет более высокий приоритет и при целочисленном делении дробная часть отбрасывается;

27^1/3 = 9 — возведение в степень обладает наивысшим приоритетом;

27-(1/3) = 3 - скобки изменяют последовательность операций.

Операнды выражения:

3.3.2. Логическое выражение

Логические выражения используются в математической логике и их также называют Булевыми выражениями, по имени математика Дж. Буля.

Используются следующие знаки логических операций:

Логические операции объединяют логические величины, которые могут принимать два значения: True (Истина) или False (Ложь). Результат логической операции также принимает одно из двух значений: True (Истина) или False (Ложь).

Результа1 ложческои операции определяется следующей таблицей:

Значения

pciv.im.it ипер.шии

Оперли.1 (А)

Oiicp.iiLi (В)

Nol A

Not В

A And li

A Oi В

A Xoi В

A Eч^ В

A Imp В

Т] нс

True

False

False

Tine

True

False

True

True

False

True

Tmc

False

False

True

True

False

F.ilse

Tme

Pulse

F.ilse

Ti не

False

Tine

True

False

False

False

False

Тше

Tme

False

False

False

Tine

True

Приоритет выполнения операций (в порядке убывания приоритета): Not, And, Or, Xor, Eqv, Imp.

Пример:

True And Not False Or False

Вычисляется Not False, результат — True; далее вычисляется And. результат — True; последним вычисляется Or, результат — True.

Операндами логического выражения являются:

. • выражения отношения;

Выражения отношения состоят из двух арифметических или символьных (см. ниже) выражений, объединенных знаками операций отношения:

> — больше;

< — меньше;

>= — больше или равно;

<= - меньше или равно;

= — равно;

<> — не равно.

Выражение принимает значение либо True, либо False. Примеры:

3 + 1 > 3 (результат True);

SiirName = “Ивсмов “ (если переменная SiirName имеет значение “ Иванов”, то результат True, в противном случае False);

“А” > “В” (результат False, побитово сравниваются значения кодов символов, код символа “Я” больше кода символа 'A”).

Двойные неравенства для правильного их вычисления необходимо записывать с использованием знаков логических операций. Когда арифметические данные преобразуются к логическому типу, то 0 преобразуется в False, а другие значения преобразуются в True. При преобразовании логического типа к арифметическому, False преобразуется к 0, a True к —1.

Рассмотрим неравенство 23 < А < 543. Хотя синтаксически Visual Basic допускает такую запись, результат в любом случае будет True независимо от значения переменной А. Выражение вычисляется слева направо: 23 < А даст либо True. либо False, т.е. либо —/, либо 0. —/ или 0 всегда меньше 543 и результат будет True. Для того чтобы вычисление было корректным, это двойное неравенство следует записать состоящим из двух операндов и знака логической операции.

Правильная запись двойного неравенства: 23 < A And A< 543 (если использовать Or вместо And, то вычисление также будет некорректно).

Составим логическое выражение для набора условий:

Вначале вычисляется выражение в скобках ( И <= Y And ^<= q) — True, далее слева направо вычисляются Л+ 2 >= Y And д + В > С — False, далее

д*Х + B*Y = D And ( // <= Y And Y <= Q) - False, последней операция Or. которая лает результат — False.

3.3.3. Символьное выражение

В Visual Basic определена одна операция с символьными данными - конкатенация (сцепление), позволяющая объединять несколько строк в одну. Знак операции — “+” или “&”.

Операндами символьного выражения могут быть:

Пример:

NameS = “Иван”

SurName$ = “Иванов”

. Narne$ + SurNameS дает результат “ИванИванов” Следует обратить внимание (см. Пример), что необходимые пробелы нужно расставлять самостоятельно. Visual Basic их не вставляет.

Hosted by uCoz