Tехнология программирования | Контроль ошибок на этапе выполнения программы | Меню пользователя | Стандартные функции | Формы
3.4. СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ
В Visual Basic имеется широкий набор встроенных (стандартных) функций, облегчающий написание программ. Имеются математические функции, для обработки строк, для работы с временем и датами, для финансовых расчетов.
Встроенные функции различаются тем, что некоторые воз-вращрют вычисленное значение, другие не возвращают. Обращения к функциям, которые возвращают вычисленное значение, является операндом выражения (в рассмотренном выше выражении
A(I,J+1) * (Cos(B+3.5) + 2 * К “ 3) + (Р - 3.25) операнд Cos(B+3.5) является обращением к встроенной функции вычисления косинуса угла).
Обращение к встроенной функции, возвращающей значение того или иного типа, должно соответствовать выражению, в кото-
ром к ней обращаются. Например, и арифметическом выражении можно обращаться к функциям, возвращающим значения арифметических типов, в символьном — символьного типа.
Обращения к функциям, которые не возвращают вычисленное значение, являются отдельными операторами программы. Например, запись отдельного оператора
Для обращения к некоторым встроенным функциям нужно задавать значение аргумента (например, Sin(X+2), где Х+2 выражение, определяющее значение аргумента). Для других встроенных функций аргумент задавать не нужно (например. Now). Примерами математических функций являются:
• • String — создает строку символов;
3.5. ОПЕРАТОРЫ
. Программа на Visual Basic состоит из процедур (любая программа состоит хотя бы из одной процедуры). Процедуры состоят из операторов.
Оператором (Statement) является синтаксически полное описание конкретной команды (аналог предложения на русском или другом языке), которая выражает одно действие или определение.
Одному оператору соответствует одна строка программы. Однако можно использовать разделительный знак двоеточие (:), чтобы поместить больше чем один оператор в строке программы.
Операторы программы выполняются последовательно сверху вниз (слева направо для операторов на одной строке), если другие операторы (перехода, управления, обращения к функциям' или процедурам, см ниже) не вызывают изменения последовательности их выполнения.
Строки программы могут, быть обозначены метками (Linelabel) или номерами (Linenumber).
Метка (Label) обозначает следующую строку программы. Метка может включать не более 40 символов (первый обязательно буква) и заканчивается двоеточием(:), не может быть ключевым словом. Метка может начинаться в любой позиции строки, если ей не предшествует никакой символ.
Номер строки (Lilienumber) обозначает следующую строку программы. Номер строки может включать не более 40 десятичных цифр и не заканчивается двоеточием. Номер строки может начинаться в любой позиции строки, если ему не предшествует никакой символ. В рамках одной процедуры номера строк не могут повторяться. Пример:
Routine: ' метка Num = Num / 2 ' оператор, помеченный меткой Routine:
123 ' Номер строки
Msgbox “Half of your number is “ & Num ' оператор с номером 123 Программу легче читать и отлаживать, если операторы программы снабжены комментариями. Комментарии начинаются с апострофа ('), за которым можно размещать любые замечания в тексте программы. Если комментарии располагается на нескольких строках, то каждую строку нужно начинать с апострофа.
3.5.1. Оператор перехода
Оператор перехода имеет вид GoTo { метка | номер строки}
и вызывает переход к выполнению оператора, с указанной меткой или номером строки. ,
Пример:
GoTo 123 'после этого оператора будет выполняться оператор Msgbox ...
Num = Num / 2
123 ' Номер строки
Msgbox “Половина введенного числа равна “ & Num
Следует отметить, что использование оператора перехода в программах является признаком низкой квалификации программиста и его желательно избегать.
Другой оператор перехода позволяет перейти к выполнению выделенной группы операторов (так называемая внутренняя процедура). Синтаксис его использования следующий:
GoSub { метка \ номер строки }
{метка : \ номер строки } Return
этот оператор вызывает переход к выполнению группы операторов, начало коюрои указано меткой или номером строки. Последний оператор группы является оператор Return (Return и GoSub — ключевые слова).
Пример:
Dim Num ' Объявление переменной.
Num = Input Во\(“ Введите число.”)
GoSub Routine ' Переход к группе операторов (к
' внутренней процедуре).
GoTo Nextparl ' Обход группы операторов (внутренней
'процедуры). Routine: ' Начало группы операторов (внутренней
'процедуры). Num = Num / 2
Return ' Конец группы операторов (выход из внутренней ' процедуры). Nextparl: ' Продолжение программы. Msgbox “Половина введенного числа равна “ & Num End Sub
3.5.2. Оператор присваивания
Оператор присваивания (assignment statement) имеет следующий вид:
[Let] {переменная | элемент массива} = выражение
Переменной или элементу массива в левой части оператора присваивается значение вычисленного выражения в левой части.
Примеры:
С = A(f,J+l) * (Cos(B+3.5) + 2 * К л 3) + (Р - 3.25)
StartTime = Now
1=1+1
Massiv_J(3,4) =В л 2 - 4*А*С + D
Student_1.Birthdate =DateSerial(1975,6,11) - используется встроенная функция DateSerial для преобразования трех последовательных чисел (год, месяц, число) в дату.
Р = Х+ 2 >=KAnd A + В > С Or А*Х + B*Y=D And (H<=Y And Y<=Q)
Sesia( Current). Name Exam( 2)= “Физика “
При использовании оператора присваивания следует соблюдать следующие правила:
Если в левой части оператора используется переменная или элемент массива символьного типа (String), то выражение в правой части должно быть тоже символьное; Если в левой и правой частях оператора используются арифметические данные (Integer. Long, Single, Double, Currency^ но разных типов, то тип правой части” преобразуется к типу левой части. Результатом присвоения значения вещественной константы 2.5 переменной целого типа (I = 2.5) будет 2 (т.е. в ячейке памяти отведенной для переменной I будет храниться значение 2).
Переменной или элементу массива типа Variant в левой части может соответствовать любой тип выражения в правой части (в ячейке памяти для хранения данных типа Variant сохраняется не только значение, но и его тип). Однако такого присвоения желательно избегать.
Опция Let в операторе используется для присвоения значения одного данного пользовательского типа другому, при условии что типы элементов обоих пользовательских данных совпадают.
3.5.3. Условный оператор
Как правило, алгоритмы обработки информации и реализующие их программы содержат проверки каких-либо условии, от которых зависит последующее действие. Для этого предназначен условный оператор, который имеет вид
If логическое выражение Then then-последователпость [Else else -последовательность} или
If логическое выражение Then
[блок операторов — 1} [Elself логическое выражение Then
[блок операторов — 2] ] [Else
[блок операторов — п] ] End If где If, Then, Elself, Else, End If ключевые слова.
Во второй синтаксической конструкции If и End If являются как бы открывающей и закрывающей скобкой группы операторов, образующих структурный логический оператор.
Then-последователность и else-последовательность имеют вид
{операторы \ [GoTo] номер строки \ GoTo метка } операторы — последовательность расположенных на одной строке операторов, разделенных двоеточием.
Пример:
If А > 10 Then A = А + I : В = В + А : С = С + В: GoTo
Vsiavka
If Name = “Иван” Then GoTo 555
If Name = “Иван “ Then 555 (эквивалентно предыдущему оператору)
блок операторов 1, блок операторов 2, ... блок операторов п _ последовательность выполняемых операторов.
Первая синтаксическая конструкция условного оператора обеспечивает альтернативное выполнение then-последователности или else-последовательности в зависимости от значения логического выражения (принимает значение True или False ) If True Then 'эти операторы Else 'эти операторы
выполняются не выполняются 'следующий оператор . If False Then 'эти операторы Else 'эти операторы
не выполняются выполняются ' следующий оператор
Вторая синтаксическая конструкция условного оператора обеспечивает альтернативное выполнение блоков операторов (блок операторов — 1, блок операторов — 2,... блок операторов — п) в зависимости от значений логических выражений (принимает значение True или False ) If True Then
'эти операторы блока выполняются Else эти операторы блока не выполняются End If 'следующий оператор If False Then
'эти операторы блока не выполняются Else 'эти операторы блока
выполняются End If • 'следующий оператор Ключевое слово Elself позволяет объединить функции Else и следующего вложенного If. Примеры показывают эквивалентность, с точки зрения реализуемого алгоритма, двух фрагментов программ
Во втором примере отсутствует повторное вложение If — End If.
Пример программы.
Программа должна определять количество десятичных цифр в вводимом числе от 0 до 1000. Запуск программы осуществляется щелчком мыши по форме (операторы программы помещаются в процедуру обработки события Foim_Click):
Private Sub Form_Click()
Dim X, Y 'объявление переменных . X = InputBox(“Введите число больше 0 и меньше 1000.”)
If X < 10 Then
Y = 1 • 1 цифра. Elself X < 100 Thpn
Y = 2 ' 2 цифры. Else
Y = 3 ' 3 цифры. End If
If Y > 1 Then Unit = “ цифры.” Else Unit = “ цифру.”
MsgBox “Введенное число имеет “ & Y & Unit End Sub
Рис 33
После запуска программы появляется пустая форма Щелчок мыши на форме вызывает появление окна ввода, в котором можно набрать вводимое число и ввести его щелчком мыши по кнопке или клавишей “Enter” (рис. 3 3). После ввода появляется окно с результатом (рис. 3 4)
3.5.4. Управляющая структура Select Case
Структура Select Case применяется, когда одна величина участвует в нескольких логических сравнениях и определяет, какой блок операторов будет выполняться Алгоритм такого множественного сравнения можно запрограммировать и с использованием логического структурного оператора, но применение структура Select Case эффективнее
Наиболее часто структура Select Case применяется в тех случаях, когда сравниваемая величина является целым числом (например, для выбора блоков операторов программы в зависимости от выбранной альтернативы диалога) *
Рис 34
Select Case, Case, Case Else, End Select ключевые слова
(Select Case и End Select соответственно оператор начала и конца структуры);
проверяемое выражение — арифметическое или символьное выражение;
список выражении I, список выражении 2...- может иметь одну из следующих форм:
выражение
выражение То выражение
Is знак отношения выражение
Пример:
Select Case Value
Case /, 3
Блок операторов 1
Case 5 То 10
Блок операторов 2
Case 12 Is >= 15
Блок операторов 3
Case Else
Блок операторов 4 End Select
В данном примере проверяемым выражением является значение Value. Если значение Value 1 или 3 (Case /, 3), выполняется Блок операторов I. Если значение Value от 5 до 10 (Case 5 То 10), выполняется Блок операторов 2. Если значение Value равно 12 или больше 15 (Case 12 Is >= 15), выполняется Блок операторов 3. Если значение Value не равно ни одному из указанных значений
^и не принадлежит ни одному из указанных диапазонов, выполняется Блок операторов 4.
Пример программы.
Программа должна определять, является ли вводимый символ большой или малой буквой латинского алфавита или четной или нечетной десятичной цифрой. Проверка символа осуществляется по значению ASClI-кода вводимого символа. Значение ASClI-кода вводимого символа является проверяемым выражением структуры Select Case. В зависимости от значения кода выдается то или иное сообщение (соответствующие блоки Case-операторов. Запуск программы осуществляется щелчком мыши по форме (операторы программы помещаются в процедуру обработки события Form_Click). Для ввода символа и вывода сообщения используются встроенные функции InpupBox и MseBox.
Рис 3 5
В программе используются всгроенные функции Len (определяет длину строки), Cdbl (преобразует тип исходного выражения в тип Double), Is Numeric (проверяет, является ли символ числом), Asc (преобразует символ и ASCll-код), Спг (преобразует ASCII-код в строку).
После запуска программы появляется пустая форма. Щелчок мыши на форме вызывает появление окна ввода, в котором можно набрать вводимый символ и ввести его щелчком мыши по кнопке или клавишей “Enter” (рис. 3.5). После ввода появляется окно, выводящее характеристику введенного символа
Ввод других символов будет вызывать вывод соответствующих сообщений.
Рис 3 б
3.5.5. Циклы
В алгоритмах обработки информации и реализующих их программах широко используются циклы — повторяющиеся одинаковые вычисления.
Для реализации такого рода программ в Visual Basic специальные средства — операторы цикла.
3.5.5.1. Оператор цикла For-Next
Синтаксис оператора следующий:
For параметр цикла = начшьное значение То конечное значение [Step
шаг}
{блок операторов}
[Exit For] [блок операторов^ Next {параметр цик-га {,параметр цик-ш ][, ...]]
где For, To, Exit For, Step, Next ключевые слова. Пара For-Next определяют начало и конец оператора цикла. Операторы между ними (б->ок операторов) повторяются столько раз, сколько определено. задаваемыми начальным значением, конечным значением и
шагом.
Exit For может находится в любом месте между For - Next и используется для прекращения выполнения цикла (управление передается на оператор, который следует сразу за Next) и применяется, например, в логическом операторе, который проверяет альтернативное условие прерывания цикла (например, ошибку).
Параметр цчюш - арифметическая переменная, не может быть элементом массива или элементом пользовательского типа
данных.
Начальное значение, конечное значение и шаг определяют значения, которые принимает параметр цикла при работе программы - на первом шаге параметр цикла принимает начальное значение, после выполнения операторов, входящих в цикл (блок операторов), параметр цикла изменяется на величину шага (выполняется оператор Next), опять выполняются операторы, входящие в цикл, параметр цикла изменяется на величину шага и т. д., пока параметр цикла не примет последовательно все свои
значения.
После того, как параметр цикла примет все свои значения и соответственное число раз выполнится блок операторов в цикле, будет выполняться следующий за Next оператор.
. Операторы, входящие в цикла будут выполняться если:
шаг цикла >= 0 и конечное значение >= начальное значение шаг цикла < 0 и конечное значение <= начальное значение. Пример.
Рассматривается фрагмент программы для нахождения максимального значения элементов одномерного массива из 15 элементов.
Dim В (1 То J5), МахВ As Single 'оператор объявления массива и переменной
МахВ = В(1) 'присвоение начального значения МахВ For /= /To 15 'начало цикла
If B(I) > МахВ Then МахВ = В(1) 'этот оператор выполнится 15 раз
Next / 'конец цикла MsgBox Str(MaxB) 'для вывода результата используется
'встроенная функция MsgBox, в которой 'используется встроенная функция Str 'для преобразования числового значения в строку
При использовании оператора цикла необходимо соблюдать правила:
1. Следует избегать изменения значения параметра цикла в каких-либо операторах внутри цикла.
Оба фрагмента программ эквивалентны, т.е. два цикла могут заканчиваться одним оператором Next.
При выполнении цикла в цикле внутренний цикл выполняется для каждого значения параметра внешнего цикла (в фрагментах программ оператор C(I,J) = A(I) * B(J) выполнится 12 раз со следующей последовательностью индексов: С(1,1), С(1,2), С(1,3), С(1,4), С(2,1), С(2,2), С(2,3), С(2,4), С(3,1), С(3,2), С(3,3),
С(3,4)).
Внутренний (“вложенный”) цикл должен целиком содержаться во внешнем цикле:
Число вложенных циклов не ограничено.
Пример.
Рассматривается фрагмент программы для формирования вектора А(4). элементами которою являются суммы столбцов матрицы В (5,4).
Dim А(1 То 4), В(1 То 5, / То 4) As Single’onepaTop объявления массивов
For J = I To 4
A(J) = 0 'присвоение начального значения
'элемента вектора For / = / То 5
A(J) = A(J) + B(/,J) 'вычисление суммы в цикле Next / Next J
Пример программы.
Определен массив записей для хранения результатов экзаменов
Dim Sesia (5) As Resiiitaf на основе пользовательского типа данных Type Reyiltat
Familia As Sti ing * 20 Name Exam (1 To 3) As Stung * /5 ReyiltExam (/ To J) As Integer End Type
Программа должна вводить исходные данные и определять среднюю оценку студента, фамилия которого задается
Поместим описание пользовательской структуры данных в раздел Geneial модуля Module! (рис 3 7) и создадим форму (рис 3 8).
Рис 37
Форма и программы процедур обработки событии обеспечивают следующую логику работы При загрузке формы меткам (Label I, Label2, Label3) присваиваются названия экзаменов и активизируется командная кнопка “Ввод”, командная кнопка “Вычисление” не активна Последовательное пятикратное щелканье мыши по кнопке “Ввод” после заполнения информацией текстовых окон обеспечивает ввод необходимых исходных данных После чего командная кнопка “Ввод” деактивизируется, а командная кнопка “Вычисление” активизируется После ввода в текстовое окно под ней фамилии и щелчка мыши по кнопке “Вычисление” производится вычисление средней оценки студента и результат выводится в текстовое окно
Рис 38
Работа с формой показана на рис.3.9, а, б.
3.5.5.2. Оператор цикла Do-Loop
Синтаксис оператора следующий
Do [{While | Until} логическое выражение]
[блок операторов}
[Exit Do]
[блок операторов ]
Loop
или
Do
[блок операторов }
[Exit Do]
[блок операторов ]
Loop [{While | Until} логическое выражение ] где Do, While, Until, Exit Do, Loop ключевые слова. Пара Do-Loop определяют начало и конец оператора цикла;
While определяет выполнение операторов, входящих в цикл, пока стоящее следом логическое выражение принимает значение “True”;
Until определяет выполнение операторов, входящих в цикл, до тех пор пока стоящее следом логическое выражение не примет значения “True”; Exit Do используется для прекращения выполнения цикла (управление передается на оператор, который следует сразу за Loop) и применяется, например, и логическом операторе, который проверяет альтернативное условие прерывания цикла (например, ошибку).
Запись условия “{While | Until} логическое выражение” в начале или в конце цикла определяет, где это условие (задается логическим выражением) будет проверяться.
Когда условие проверяется в начале цикла, цикл выполняется, если условие удовлетворено (значение логического выражения равно True). Такой вид цикла удобно применять в тех случаях, когда цикл не должен выполняться до тех пор, пока условие не будет выполнено.
Пример последовательного чтения информации из файла, когда необходима проверка, что файл не закончился, анализируя наличие записи конца файла с использованием встроенной функции EOF ( номер файла):
Операторы чтения файла будут выполняться только в случае значения функции EOF — False (текущая запись не является концом файла).
Запись условия в конце цикла означает, что цикл выполнится хотя бы один раз (при этом первом проходе обычно формируется условие, которое затем будет проверяться).
Пример.
Do I Do Password = InputBox (“Введите пароль”) Password = InputBox (“Введите пароль”) Loop While Password О “Секрет” ] Loop Until Password = “Секрет”
В данном примере условие стоит в конце и ввод пароля (обращение к встроенной функции InputBox) выполняется хотя бы один раз (формируется проверяемое в конце условие). В первом случае используется While, определяющее повторение цикла пока “Секрет” не совпадает с введенным значением. Во втором случае используется Until, определяющее повторение цикла до момента совпадения “Секрет” с введенным значением.
Пример программы.
Программа производит вычисление ряда с задаваемой точностью вычисления. М-и элемент ряда вычисляется по формуле
(-irN/(N!*(2*N+l))
Программа реализуется в четырех вариантах с использованием оператора цикла Do-Loop. Варианты определяют место записи условий While и Until. Каждый вариант помещается в процедуру обработки события щелчка мыши по соответствующей командной кнопке (кнопки “Вариант!”, “Вариант2”, “ВариантЗ”, “Вариант4”) на форме. Иллюстрации работы примера на рис. 3.10.
Текст процедур примера:
Private Sub Commandl_Click () Dim Eps, Sum, Sumi As Double Dim N, NFactorial As Integer Eps = Val(InputBox(“Введите точность вычисления”).) Sum = 0: N = 1: NFactorial = 1 Do While Abs((-1)”N/(NFactorial*(2 * N + 1))) > Eps
Sum = Sum + (-1) л N /(NFactorial * (2 * N + 1)) • N = N + 1
NFactorial = NFactorial * N Loop
MsgBox “Сумма paBHa”+Str$(Sum)+”,N равно” + Str$(N) End Sub
Private Sub Command2_Click() Dim Eps, Sum, Sumi As Double Dim N, NFactorial As Integer
Eps = Val(InputBox(“Введите точность вычисления”)) Sum = 0: N =- 1: NFactorial = 1
Do Until Abs ( (-1)”N/(NFactorial*(2 * N + 1))) < Eps Sum = Sum + (-1) A N / (NFactorial * (2 * N + 1)) N = N + 1
NFactorial = NFactorial * N Loop
MsgBox “Сумма равна”+31г$(Sum)+”, N равно”+ Str$(N) End Sub
Private Sub Command3_Ciick() Dim Eps, Sum, Sumi As Double
Dim N, NFactorial As Integer
Eps = Val(InputBox(“Введите точность вычисления”))
Sum =0: N = 1: NFactorial - 1
Do Sum ^ Sum + (-1; N / (NFactorial * (2 * N + 1))’
N = N + 1
NFactorial = NFactorial * N
Loop Wnile Abs ( (-1)’”N/(NFactorial* (2 * N + !)))> Eps
MsgBox “Сумма paBHa”+Str$(Sum)+ “, N равно” + Str$(N) End Sub
Private Sub Command4_Ciick () Dim Eps, Sum, Sumi As Double Dim N, NFactorial As Integer Eps = Val(InputBox(“Введите точность вычисления”)) Sum = 0: N = 1: NFactoriai = 1 Do
Sum = Sum + (-1) л N / (NFactorial ” (2 * N + 1))
N = N + 1
NFactorial = NFactoriai * N Loop Until Abs((-1)”N/(NFactorial*(2*N + !)))< Eps MsgBox “Сумма paBHa”+Str$(Sum).”, N равно” + Str$(N) End Sub
Циклы Do-Loop позволяют также строить циклы со счетчиком, аналогично циклам For-Next.
Пример.
Counter = 1 \ Counter = 1
Do While Counter <= 100 Do While Counter > 100
В(Counter) = ......... В(Counter) = ........
Counter = Counter + 1 Counter = Counter + 1
Loop Loop
Эти два фрагмента программы эквивалентны следующему фрагменту с использованием цикла For — Next.
For Counter = 1 То 100
В(Counter ) = ...........
Next Counter
Для организации ввода исходных значений элементов массивов удобно использовать операторы цикла при работе For-Next и Do-Loop. Примеры процедур обработки события щелчка мыши по форме, которые обеспечивают последовательный ввод элементов массива в специальном окне InpiitBox и их вывод в специальном окне MsgBox:
Sub Form_Click ()
Dim I As Integer
Static A(1 To 5)
I = 1
Do While I <= 5
A (‘I^=Val (InputBox ( “Введите элемент массива” ( Str(-T) ) )
MsgBox “Значение элемента массива” •+ Str(A(I))
1=1+1
Loop
End Sub
Sub Form_Click ()
Dim I As Integer
Static A(1 To 5) 1=1 Do Until I > 5
A (I)=Val(InputBox(“Введите элемент массива” + Str(-I) ) )
MsgBox “Значение элемента массива” + Str(A(‘I))
1=1+1
Loop
End Sub
Окна для ввода и вывода в приведенных примерах имеют вид на рис. 3.11 и 3.12. Альтернативным способом ввода нескольких значении элементов массива может быть использование текстового окна и его свойств SelLength, SelStart, SelText (см описание текстового окна) В определенных позициях текстового окна можно задавать значения различных элементов массива и с использованием указанных функции эти поля выделять (аналогично тому, как осуществлялся ввод данных в текстовой строке ввода в операционнои системе DOS и др ) Создадим форму и разместим на ней текстовое окно, определив максимальное число символов 80 (свойство MaxLength = 80)
Исторический экскурс' когда-то недавно на перфокарте можно было “набить” 80 символов и строка фортран-программы состояла из 80 позиции Каждый элемент массива будем располагать последовательно в четырех позициях строки (число символов вводимого числа, включая десятичную точку, не превышает 4) Пробелы между числами отсутствуют
Имя текстового окна Input_Txt Остальные параметры определяются по умолчанию Определим процедуру обработки события нажатия клавиши KeyPiess
Sub Inpui:_Txt_KeyPress (KeyAscii As Integer) Static A(1 To 5) As Single If KeyAscii = 13 Then For I = 1 To 5 Input-_txt. SalStart-f’I 1) *4 'последовательно
'определяется начальная позиция вводимого числа lnput_txt.SelLength= 4 'определяется количество ' вводимых символов
A(I) = Val(Input_txt.SelText) 'выделяются 'необходимые символы и преобразуются
'в числовое значение (функция Val) Print A(I}; 'печать введенных значении на форме Next I End If
Процедура обеспечивает ввод значении пяти элементов массива при нажатии клавиши “Enter” (ASC1I-код клавиши равен 13). Стоящая “,” после оператора Punt A(I) обеспечивает печать следующего элемента массива на той же строке сразу после предыдущего.
Альтернативно можно использовать “,” (выводимые значения располагаются на одной строке в фиксированных зонах формы) При отсутствии указанных символов выводимые значения располагаются на отдельных строках На рис 3 13 показаны вводимые символы и распечатываемые значения Пример программы.
В качестве примера приводится программа нахождения суммы элементов матрицы 3*4 (три строки и четыре столбца), хотя бы один индекс которых кратен трем.
Текст программы размешается в процедуре обработки события щелчка мыши по форме. Для ввода исходных данных (значений каждого из элементов матрицы) используется три текстовых окна (одно окно для каждой строки матрицы). Каждое значение занимает последовательные четыре позиции строки окна. Введенная матрица и результат выводятся на форму.
Текст процедуры:
Private Sub Form_Click ()
Static A(1 То 3, 1 То 4), Sum As Single For J = 1 To 4 Input_txtl.SelStart = (J - 1) * 4 'последовательно
“определяется начальная позиция вводимого числа Input_txtl.SelLength = 4 'определяется количество
'вводимых символов А(1, J) = Val(Input_txtl.SelText) 'выделяются
'необходимые символы и
'преобразуются в числовое значение (функция Val) Next J
Print А(1, 1), А(1, 2), А(1, 3), А(1, 4) For J = 1 То 4 Input_txt2.SelStart = (J - 1) * 4 'последовательно
'определяется начальная позиция вводимого числа Input_txt2.SelLength = 4 'определяется количество
'вводимых символов А(2, J) = Val(Input_txt2.SelText) 'выделяются
'необходимые символы и преобразуются в числовое
'значение (функция Val) Next J
Print А(2, 1), А(2, 2), А(2, 3), А(2, 4) For J = 1 То 4 Input_txt3.SelStart = (J - 1) * 4 'последовательно
'определяется начальная позиция вводимого числа Input txt3.SelLength = 4 'определяется количество
'вводимых символов А(3, J) = Val(Input_txt3.SelText) 'выделяются
'необходимые символы и преобразуются
'в числовое значение (функция Val) Next J
Print А(3, 1), А(3, 2), А(3, 3), А(3, 4) Sum = О
For I = 1 То 3 алгоритм For J = 1 То 4 суммирования IfI/3=I\30rJ/3=J\3 Then элементов Sum = Sum + A(I, J) матрицы, один
Рис. 3.14
3.5.6. Совместное использование операторов цикла и условного операторов
При одновременном использовании в процедурах и функциях операторов цикла и условных операторов должно выполняться так называемое правило вложенности.
Если среди операторов, выполняющихся в цикле (циклы For-Next и Do-Loop), имеется условный оператор (If-Endlf), то условный
оператор должен целиком содержаться внутри цикла (между операторами For-Next или Do-Loop). Если в Then — блоке или Else ~ блоке условного оператора It’-Endlf имеются выполняющиеся в цикле операторы (циклы For-Next и Do-Loop), то эти циклы Должны целиком содержаться в этих блоках.
Следующие схемы иллюстрируют принцип корректного совместного использования циклов и условных операторов: